Зачем нужен бухгалтерский аутсорсинг?

30-11-2020

В современных рыночных условиях функция учёта не является приоритетной по сравнению с функцией финансовой стабильности (устойчивости) и конкурентоспособности бизнеса, однако залогом прозрачности бизнеса является достоверная бухгалтерская (финансовая) отчётность, которую при прочих равных обстоятельствах обеспечивают аутсорсинговые компании.

Аутсорсинг на сегодняшний день – это не только оптимизация затрат, но и возможность для компании работать на порядок оперативнее и гибче. Он даёт возможность реализовывать более эффективную модель бизнеса. Подход «передача процесса внешней организации» является основным в научной литературе, означает передачу процессов, функций, прав или деловой активности, либо перевод подразделения вместе с активами в стороннюю организацию.

Вопросы аутсорсинга на сегодняшний день интересуют многих специалистов, и существуют различные мнения относительно данного термина. Википедия трактует его как использование внешнего источника (ресурса), то есть передачу компанией на основании договора определённых бизнес-процессов на обслуживание другой организации, функционирующей в соответствующей области.

По мнению некоторых экспертов, использование аутсорсинга в развитых странах достигло такой степени, что российская экономика не будет иметь возможности конкурировать на международном рынке, если не последует мировому опыту в этом направлении. Аналитика подтверждает, что высокоразвитым странам, в том числе и России, присуща тенденция усиления рынка аутсорсинговых услуг, позволяющая крупным коммерческим организациям максимально использовать для увеличения доходов от обычной деятельности гибкость и маневренность сторонних малых организаций-аутсорсеров.

В российской практике одной из первых компаний, которая перешла на аутсорсинг бухгалтерских функций, была НК «ЮКОС». Реорганизация учёта проходила в рамках общей реформы управления холдингом. Стояла цель централизации оперативного управления важнейшими бизнес-процессами. Учёт был сведён в автоматизированную систему управления «Галактика». В ней применяется принцип однократного оперативного ввода информации: данные об операциях ежедневно заносятся бэк-офисом в модуль оперативного учёта и одновременно отражаются в бухгалтерском модуле, где увязывается с соответствующими бухгалтерскими проводками.

В качестве примера полной передачи процесса учётных функций на аутсорсинг может служить издательство деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер», благодаря чему предприятие сосредоточилось на выполнении основных издательский функциях. Частичным аутсорсингом пользуется компания-лидер по производству алюминия и глинозёма «РУСАЛ», который уже более пяти лет использует аутсорсинг при расчёте заработной платы на своих четырёх заводах и для менеджмента компании (в совокупности более 10 тыс. человек). Эта расчётная функция централизована на базе независимого провайдера «Интеркомп».

За последние годы наблюдается рост интереса к бухгалтерскому аутсорсингу, что свидетельствует о готовности многих хозяйствующих субъектов делегировать некоторые бизнес-процессы. В России по исследованию маркетологов рынок бухгалтерского аутсорсинга составляет 70-100 млн долл. США. Несмотря на это за последний год прирост доходов от реализации бухгалтерских услуг составил 40%, в чём можно легко убедиться, воспользовавшись услугами Яндекс Wordstat (http://wordstat.yandex.ru), задав ключевое словосочетание поиска «бухгалтерские услуги».

Наименование региона

Число показов в месяц

Региональная популярность, %

Евразия 52130 99
Россия 46969 101
Центральный федеральный округ 18814 110
Москва и Московская область 14139 121
Москва 11439 131
Приволжский федеральный округ 7104 84
Северо-Западный федеральный округ 6836 128
Санкт-Петербург и ЛО 5285 148
Санкт-Петербург 5006 155
СНГ 3216 64

Таблица 1.1. Результаты поиска в Яндекс Wordstat по ключевой фразе «бухгалтерские услуги»

«Число показов в месяц» – это абсолютное значение показов страниц по запросам из данного региона. Популярность слова/словосочетания, которая равняется 100%, говорит о том, что данное слово в регионе ничем не выделено. Если популярность свыше 100%, это означает, что в данном регионе повышенный интерес к этому слову, если меньше 100% – пониженный.

Наименование региона

Число показов в месяц

Региональная популярность, %

Евразия 7398 100
Россия 6647 101
Центральный федеральный округ 3727 154
Москва и Московская область 3380 204
Москва 3045 246
Приволжский федеральный округ 743 62
Северо-Западный федеральный округ 807 107
Санкт-Петербург и ЛО 738 145
Санкт-Петербург 694 151
СНГ 399 56

Таблица 1.2. Результаты поиска в Яндекс Wordstat по ключевой фразе «бухгалтерский аутсорсинг»

Отсюда следует, что среди интернет-пользователей достаточно потенциальных клиентов, которым интересен бухгалтерский аутсорсинг. Суммарная выручка крупнейших аутсорсинговых компаний нынешнего рэнкинга за 2019 год увеличилась на 7% и составила 7,8 млрд рублей (табл.1.3.). Хотя цифры прироста сравнительно невелики, они свидетельствуют о переломе тенденции на рынке – в отличие от показателей двух прошлых лет номинальное увеличение выручки смогло обогнать инфляцию, которая в 2019 году, согласно Росстату, достигла 5,4% (в 2017 году рост выручки участников рэнкинга исчислялся 6% при инфляции в 12,9%, а в 2016 году – 10 и 11,4% соответственно). И лишь каждый четвертый из восьмидесяти участников нынешнего списка завершил год снижением выручки.

Место по итогам 2016 года

Группа компаний / компания

Месторасположение центрального офиса

Выручка от услуг аутсорсинга учётных функций (тыс. руб)

2019 год

2018 год

Темпы роста за год (%)

1 Интерком Москва 1096897 1048005 4,7%
2 БДО Юникон Москва 1024741 1123656 -8,8%
3 TMF Group Москва 549289 н.д. н.д.
4 SCHNEIDER GROUP Москва 530085 661326 -19,8%
5 UCMS Group Москва 461011 н.д. н.д.
6 Информаудитсервис Москва 385522 441327 -12,6%
7 1С-WiseAdvice Москва 381076 215678 76,7%
8 Создание и Развитие Москва 304433 120253 153,2%
9 Accountor Russia Санкт-Петербург 296943 284063 4,5%
10 Acsour Санкт-Петербург 223567 198424 12,7%

Таблица 1.3. Выручка ТОП-10 российских компаний-аутсорсеров бухгалтерских услуг

Западные санкции оказали ощутимое воздействие на рынок бухгалтерских услуг, особо это затронуло такие направления как, расчёт зарплаты и кадровый учёт, т.к. основными клиентами являлись работающие в России иностранные компании. Спад связан с тем, что часть иностранных компаний были вынуждены ликвидировать бизнес в России в период с 2014-го года. Кроме того, по некоторым клиентам уменьшился средний чек, в связи со снижением количества операций.

Санкционный шок привёл к замедлению притока новых клиентов. Однако, другим препятствием остаётся недоверие бизнеса к передаче учётной информации внешнему исполнителю. В связи с этим многие руководители компаний обращаются в консалтинговые компании, когда сложный вопрос стоит достаточно остро. Например, необходимо восстановление бухгалтерского и налогового учёта.

Несмотря на тормозящие развитие рынка факторы, число российских заказчиков аутсорсинга учёта из года в год растёт. В существующих бизнес-реалиях руководители компаний ищут возможные пути рационализации расходов, как правило, один из самых простых и безболезненных способов – оптимизация административных расходов, к которым и относятся бухгалтерские услуги. Использование бухгалтерского аутсорсинга имеет несколько весомых преимуществ:

  1. Экономия средств – стоимость услуг аутсорсинга гораздо ниже, чем затраты на построение собственной структуры бухгалтерии. С зарплаты штатных работников отчисляются налоги и взносы в фонды. Отпадает необходимость в следующих статьях расходов: аренда помещения для отдела бухгалтерии; покупка основных средств и материальных ценностей, связанных с организацией рабочего места отдела бухгалтерии или главного бухгалтера; покупка и содержание в актуальном состоянии специализированных программных продуктов («1С:Предприятие», «КонсультантПлюс», «Гарант» и др.); расходы, связанные с повышением профессионального уровня главного бухгалтера.
  2. Экономия рабочего места. Создание собственной структуры требует дополнительных офисных площадок, оргтехники, канцтоваров, справочно-правовых систем.
  3. Постоянная безотказная работа. Собственным работникам обязаны предоставлять ежегодный отпуск, больничный. Фирма-аутсорсер работает постоянно.
  4. Экономия времени. Подбор кадров требует времени. Необходимые инфраструктура, технологии и специалисты уже есть в фирме-аутсорсере.
  5. Гарантированное качество. Фирма-аутсорсер имеет в своем штате команду высококвалифицированных специалистов и обладает богатым опытом выполнения аналогичных проектов.
  6. Компания-аутсорсер несет ответственность за несвоевременную сдачу отчетности (если заказчик вовремя предоставил все необходимые документы для ее подготовки).

Рост спроса на услуги аутсорсинга обусловлен также ужесточением ответственности в бухгалтерской и налоговой сферах, например, за несвоевременную сдачу формы СЗВ-М на организацию накладывается штраф в размере 500 руб. за каждого состоящего в штате сотрудника. Кроме того, в последнее время налоговые органы стали активнее работать с контролируемыми сделками, тем самым стимулируя компании более тщательно подходить к вопросу трансфертного ценообразования. Усиление контроля со стороны государства вызывает рост спроса на консалтинговые услуги, т.к. бухгалтеры, работающие внутри компании, зачастую не успевают в короткие сроки войти в курс новых изменений, поступающих от налоговой инспекции.

Развитию рынка аутсорсинга учётных функций может поспособствовать и заявленное на самом высоком уровне стремление власти уделять первостепенное внимание ИТ и развитию цифровой экономики. Для аутсорсинг-провайдеров это открывает возможности привлечения новых заказчиков. Внедрение аутсорсинг-модели в государственных учреждениях существенно повышает качество и приносит быстрый экономический эффект. Мы наблюдаем развитие тренда по оптимизации числа государственных служащих, в частности, сотрудников бухгалтерий и кадровых служб органов власти и подведомственных им организаций, в том числе благодаря развитию ИТ-технологий и внедрению электронного документооборота. В этой связи ожидается повышение спроса со стороны министерств и ведомств на централизацию учётных функций через механизмы аутсорсинга. Данная модель уже оправдала себя в нескольких отраслях и регионах страны, а положительный опыт в данном указанном сегменте рынка распространяется и тиражируется крайне быстро.

Зачем нужен бухгалтерский аутсорсинг?

Диаграмма 1.1. Структура выручки участников рэнкинга от услуг аутсорсинга подготовки отчетности по РСБУ за 2019 год, %

Доходы участников рэнкинга от услуг аутсорсинга подготовки отчетности по РСБУ и МСФО за последний год ощутимо просели – на 17% до 714,7 млн рублей. При этом объём выручки от подготовки отчётности по МСФО составил 493,1 млн рублей (минус 5% за год), а объём подготовки отчётности по РСБУ – 221,6 млн рублей (минус 31%). Причиной падения спроса на отчётность по МСФО является существенное ограничение доступа российских компаний на рынки иностранного капитала. Также мы видим очень существенное снижение интереса у иностранных фондов к покупке бизнеса в РФ, а у промышленных компаний – к выходу на российский рынок. Что касается резко отрицательной динамики объёма услуг по подготовке бухгалтерской отчётности по национальным правилам, то здесь сработало стремление сэкономить в кризис – документацию по РСБУ клиент может заказывать не отдельно, а при комплексном ведении бухгалтерского и налогового учёта. В условиях обострения конкуренции аутсорсинг-провайдер может составлять отчётность клиента и в качестве бонуса при общем обслуживании.

Итак, на сегодняшний день использование услуг ведения учёта сторонними организациями становится повседневной практикой для сотен тысяч отечественных компаний. По данным опрос-анализа, более 75% опрошенных руководителей изъявили желание и интерес в среднесрочной перспективе воспользоваться услугами компаний-аутсорсеров. Увеличению масштабов аутсорсинга в России, прежде всего, препятствуют монополизм в экономике, нехватка аутсорсеров качественных услуг, а также правовая незащищенность предпринимательства. Специалисты компании «Эксперт-Аудит» помогут Вам разобраться с существующими вопросами ведения бухгалтерского и налогового учётов на должном уровне.

Источник: «Эксперт-Аудит»

ООО "Эксперт-Аудит"

191119, Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (921)343-32-62
mail@expert-audit.spb.ru